О нас
Содружество «Открытое мнение» – это независимая группа профессиональных социологов, деятельность которой направлена на получение достоверной, надежной и общедоступной исследовательской информации о состоянии общественного мнения в России.
В основе деятельности группы лежит принцип совместных открытых исследований (collaborative open research – COR). В нашем случае это означает соблюдение трех базовых принципов:
  • Инициативность и независимость: исследовательские проекты инициируются и реализуются независимой группой профессиональных социологов и представителей общественности на условиях сетевой кооперации и добровольного сотрудничества специалистов из разных организаций в отсутствии какой-либо формальной иерархической структуры;
  • Самообеспечение и неангажированность: проекты финансируются за счет средств участников и/или полученных в рамках краудфандинга (открытого публичного сбора средств);
  • Открытость и прозрачность: проекты реализуются максимально открыто (публично) на всех этапах технологического цикла исследования, а их результаты (включая первичные массивы данных и сопутствующие «параданные») становятся доступными всем желающим для анализа и публикации.

Инициатива «Открытого мнения» во многом вызвана обеспокоенностью профессионального социологического сообщества возросшим недоверием общества к проводимым опросным исследованиям, голословными и порой совершенно необоснованными обвинениями в адрес социологов, которые звучат в СМИ и сопровождаются разного рода домыслами, мифами, непрофессиональной, и зачастую явно ошибочной интерпретацией исследовательских данных. Мы не конкурируем с исследованиями известных «опросных фабрик», а дополняем имеющуюся информацию сопоставимыми сведениями, полученными иными способами и на основе новых организационных технологий. В деятельности «Открытого мнения» участвуют представители столичных и региональных исследовательских организаций, академических институтов и вузов, СМИ и общественных объединений. Среди участников много известных имен, признанных в профессиональной среде.
Деятельность группы началась 16 декабря 2011 года, когда Игорь Задорин опубликовал в своем личном блоге обращение к коллегам, в котором впервые сформулировал основные принципы «Открытого мнения» и призвал специалистов объединиться для проведения исследования в новом для российской социологии формате: «…давайте вместе и инициативно («безвозмездно – то есть даром») проведем полностью ОТКРЫТОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ общественного мнения в стране. Такое исследование, к которому никто не смог бы предъявить претензии в «заказухе», «конъюнктуре» и «халтуре». На мой взгляд, это был бы правильный и полезный вклад профессионального сообщества в развитие общественных процессов в стране, когда существенно возрастает турбулентность и неопределенность. В известной степени это был бы серьезный гражданский поступок, так необходимый в наше смутное время».
В тот же день в социальной сети была создана группа «Проект «Открытое мнение» для обсуждения и координации исследовательской деятельности. По состоянию на декабрь 2018 года в нее входят уже более 600 участников.

За время существования группы «Открытое мнение» ее участниками были реализованы уже 10 исследовательских проектов.

1)     «Открытое мнение – Россия»- массовый опрос во время электоральной кампании Президента РФ 2012 года. Метод исследования – телефонные интервью, объем выборки – 3358 человек. Период проведения полевых работ – с 10 по 19 февраля 2012 года. Впервые для проведения общероссийского репрезентативного опроса была использована двухосновная случайная выборка номеров стационарных и мобильных телефонов. Полевые работы были реализованы силами пяти исследовательских колл-центров, расположенных в различных городах России. Работу интервьюеров можно было наблюдать в режиме реального времени через видео-web-интерфейс. Проект получил широкий резонанс в СМИ и профессиональной среде. Исследованию посвящена серия статей в «Социологическом журнале», № 1 за 2012 год (см. также заметку «Открытое мнение. Итоги и результаты»).
2)      «Открытое мнение – Астрахань» - репрезентативный телефонный опрос, посвященный результатам выборов мэра города. Полевые работы реализованы в течение одного дня – 14 апреля 2012 года. Объем выборки – 507 интервью.
3)      «Открытое мнение – Химки» - репрезентативный телефонный опрос во время кампании по выборам мэра города. Полевые работы реализованы с 28 сентября по 2 октября 2012 года. Объем выборки – 850 интервью. В рамках проекта впервые в истории российской прикладной социологии был опробован механизм народного финансирования исследования с использованием специальных IT-платформ (crowdfunding). Исследование продемонстрировало высокую точность электорального прогнозирования. Материалы проекта выложены в открытом доступе.
4)      Проект «Открытое мнение – Москва-2013» - уникальный экспертный анализ исследований четырех ведущих социологических служб (ВЦИОМ, Левада-Центр, Синовейт Комкон, Фонд «Общественное мнение»), проведенных во время электоральной кампании мэра Москвы 2013 года. В рамках проекта была достигнута беспрецедентная договоренность о раскрытии четырьмя перечисленными исследовательскими организациями исследовательского инструментария и баз данных, полученных в ходе исследований. Аналитическая работа выполнена на общественных началах инициативной группой специалистов из 7 исследовательских и аналитических организаций. Отчет по итогам экспертизы, как и все материалы «Открытого мнения», находится в свободном доступе.
В начале реализации проекта (в августе 2013 года) группа «Открытое мнение» предложила профессиональным участникам исследовательского рынка временный «Стандарт раскрытия данных электоральных опросов «Открытое мнение», который получил широкую поддержку специалистов.
5)      «Открытое мнение – Новосибирск-2014» - репрезентативный телефонный опрос во время кампании по выборам мэра города. Полевые работы проводили 5 звонковых центров (ЗЦ) в период с 21 по 24 марта 2014 года. Объем выборки 1515 полных интервью. В рамках проекта был впервые проанализирован большой объем параданных опроса, а также большое количество незаконченных и «отказных» анкет, что позволило сделать серьезные методологические выводы и предложения по совершенствованию телефонных опросов. Кроме того, была проверена новая экспериментальная схема прогнозирования результатов выборов с использованием моделирования голосования «отказников», а также экспертных прогнозов. Материалы проекта также открыты для всех заинтересованных сторон.
6)      «Социологический флешмоб «Российский учитель: 5 вопросов о жизни и профессии» (сентябрь 2014 года). Суть проекта состояла в том, чтобы за счет использования сетей профессионального социологического сообщества реализовать масштабную публичную опросную процедуру в формате «коллективного действия». Участниками социологического флешмоба стали около 140 социологов-волонтеров, которые в преддверии всероссийского Дня учителя встретились со школьными учителями в 47 регионах страны и опросили более 350 респондентов по анкете, включавшей 5 открытых(!) вопросов об отношении к профессии. Все материалы, включая описание необычной технологии и первичные массивы данных вывешены в свободном доступе.
7)      «Открытое мнение – Калининград-2015» - уникальный репрезентативный опрос избирателей Калининградской области во время кампании по выборам губернатора, проведен по смешанной выборке. Опрос проводился с 25 августа по 2 сентября на всей территории области силами сразу шести исследовательских центров, четыре из которых (калининградские) проводили квартирные и уличные опросы face-to-face, а еще два (из Архангельска и Чебоксар) – телефонные. Всего были опрошены 1500 жителей региона старше 18 лет. Уникальность проекта заключалась в разделении общей выборки среди конкурирующих исследовательских организаций и проведении трех методически различающихся опросов (по 500 чел каждый, т.н. смешанный или микс-опрос) с последующей склейкой массивов на основе учета коммуникационных характеристик респондентов разных опросов. Материалы исследования, как обычно, выложены на сайте содружества.
8)      «Открытое мнение – Крым» - комплексное исследование гражданско-территориальной идентичности и актуальной социальной проблематики крымчан, реализованное в течение марта-июля 2016 года. Исходным посылом проекта являлся тезис о том, что «корректные исследования социального объекта, находящегося в нестабильном состоянии перехода, невозможны», который содружество «Открытое мнение» расценило как профессиональный вызов: «Мы считаем принципиально возможным и крайне важным изучение общественного мнения населения полуострова даже в сложной геополитической ситуации». В основе исследования лежал комбинированный (телефонный и очный) опрос населения полуострова по репрезентативной выборке в 1100 человек (репрезентация по полу, возрасту, национальности, месту проживания и типу населенного пункта). Опрос был проведён в июне 2016 года пятью независимыми исследовательскими центрами (четыре центра из России и один из Беларуси, при этом проверялась гипотеза о влиянии территориально-странового статуса центра, проводящего опрос, на коммуникацию с респондентом). Важным элементом проекта явилось общественное финансирование исследования, организованное при поддержке краудфандинговой платформы Planeta.ru. При этом открытость и прозрачность проекта включала в себя публичность как источников поступления денежных средств, так и их распределение. Подробные методические материалы и результаты проекта находятся в свободном доступе на сайте содружества OpenOpinion.ru. В целом они подтвердили как возможность корректного изучения общественного мнения населения Крыма, так и результаты ранее проведенных исследований разных опросных агентств.
В 2017 году содружество «Открытое мнение» не проводило собственных исследований. Вместе с тем в истории нашего движения и в этот период произошло очень важное событие, когда весьма специфичный опыт неформального содружества успешно и независимо от него был воспроизведен другими коллегами в других условиях. Проект «Открытое мнение – Одесса» осуществлен украинскими коллегами в полном соответствии с выработанными принципами COR, на основе понимания «Открытого мнения» как совокупности правил, решений и логики осуществления открытого и независимого социологического исследования, то есть понимания «ОМ» как технологии. В начале апреля 2017 г. был проведен репрезентативный социологический опрос населения Одессы, в рамках которого в технике уличного интервью «лицом-к-лицу» было опрошено 800 респондентов. Заказчиком исследования впервые выступали сами одесситы. Сбор средств по принципу «с миру по нитке» осуществлялся с помощью краудфандинговой платформы «Мой город», при этом проект за два месяца выполнил бюджетный план и путем общественного финансирования собрал всю сумму (100%), необходимую для его реализации. С материалами и результатами проекта можно ознакомиться на сайте компании «Пульс». «Одесский проект» еще раз доказал перспективность социальных исследований, основанных на сетевой коллаборации интерпрофессиональных и интернациональных коллективов.
В 2018 году содружество «Открытое мнение» осуществило два новых проекта, как обычно, в совершенно оригинальных форматах.
«Социосталкер» (март-апрель 2018г.)- серия социологических экспедиций в «аномальные электоральные зоны», сбор и анализ информации о социальных причинах и факторах, вызвавших «аномальные» (необычные, существенно отличающиеся от средних) результаты голосований на ряде участков в ходе выборов Президента РФ 18 марта 2018 года. Исследование способствовало повышению прозрачности и легитимности избирательных процедур, предотвращению необоснованных спекуляций на тему результатов голосования. Проект был поддержан Советом по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ и Фондом «ЭИСИ», осуществлялся в сотрудничестве с «Национальным общественным мониторингом» - самым большим в России объединением независимых наблюдателей за выборами. В рамках исследования были проведены экспресс-экспедиции в 17 участковых избирательных комиссиях (УИК) в 16 регионах РФ, еще один участок изучался дистанционно. Результаты исследования представлены, как всегда, в открытых аналитических отчетах и представлялись на научных конференциях и в СМИ.
«Идеальная Россия? Представь!» (февраль-июнь 2018 г.) - пожалуй, самый необычный проект «Открытого мнения», был первоначально инициирован группой активных журналистов и редакторов региональных и муниципальных СМИ из 10 регионов России. Главной движущей идеей проекта являлось желание сделать разговор о будущем страны по-настоящему массовым и всеобщим. Первоначально социологи сформулировали три простых вопроса о будущем (личном и общественном), а региональные и муниципальные СМИ предоставили свои страницы всем, кто захотел ясно и четко рассказать о своем видении собственного будущего, и кто был готов публично «вслух» порассуждать о наиболее вероятной и наиболее желательной ситуации в России через 7 лет – к 2025 году. В ходе проекта активно работал сайт «Идеальная Россия? Представь!». В итоге было собрано около 300 интервью с респондентами, полученные ответы были проанализированы с использованием разных методологических подходов, позволивших выделить наиболее часто встречающиеся («типовые») элементы коллективного образа будущего. Проект не имел ни государственного, ни частного финансирования, вся работа осуществлена на принципах волонтерства и pro bono (безвозмездная профессиональная экспертиза).
В мае 2019 года команда проекта "Открытое мнение" запустила очередной проект. Ряд городских СМИ Санкт-Петербурга выступили с предложением к профессиональному содружеству "Открытое мнение" о проведении независимого и открытого исследования представлений жителей Санкт-Петербурга об идеальном градоначальнике (губернаторе).
«Открытое мнение. Санкт-Петербург» отличается фокусировкой не на потенциальном поведеним избирателей на выборах (пресловутый рейтинг предпочтений), а на их представлениях о желательных личностных и профессиональных качествах градоначальника, его жизненной траектории (биографии), идеологической позиции, социальных связях и политической включенности, стратегии управления городом и т.п. Получив ответы относительно отдельных предпочтительных черт и характеристик желательного губернатора, исследователи сформировали типовые образы идеального губернатора в массовом сознании горожан. Последующий расчет доли избирателей, склонных проголосовать за тот или иной идеальный тип, позволил проанализировать, как разные идеальные типы губернаторов сочетаются с разными группами избирателей, их оценкой положения дел в городе, их видением приоритетов городского развития и т.п.
В период между проектами «Открытое мнение» осуществляет постоянную информационную кампанию по пропаганде «открытых данных», привлечению внимания социологов к соответствующим информационным ресурсам и включению opendata в прикладной научно-исследовательский оборот.
В непростом «пандемическом» 2020 году «Открытое мнение» перенесло активность в интернет-пространство и провело ряд важных онлайн-мероприятий: три заседания Клуба социологов и журналистов, инициативную секцию Грушинской конференции «На пути к открытости данных», а также продвижение Конкурса ESOMAR по probono исследованиям для НКО.
За ходом исследований и дискуссий по отдельным проектам можно следить в сообществе на Planeta.ru.

Административный совет проекта:

Игорь Задорин
zadorin@zircon.ru
Сергей Давыдов
sdavydov@mail.ru
Иван Климов
klimov_ivan@list.ru
Мария Мацкевич
mmatskevich@yandex.ru
Григорий Добромелов
dobro@rupolitics.ru
 

© Все права защищены. Открытое мнение, 2018 - 2020