9 апреля 2012
Руководитель проекта Игорь Задорин на официальной странице проекта опубликовал итоги деятельности проекта.
«Итоги и результаты: чего мы добились, и что нам не удалось».
СДЕЛАНО:
1. Доказана принципиальная возможность проведения collaborative open research в области социологии, то есть проекта на основе СОТРУДНИЧЕСТВА независимых специалистов, в т.ч.:
• сформирована проектная группа специалистов, не связанных официальными рабочими отношениями и формальными иерархическими статусами (как из вузовско-академической среды, так и из компаний, относящихся к сфере прикладной социологии и маркетинга);
• реализована коллективная проектная деятельность на основе социальных инвестиций участников и добровольного трансфера социального капитала (доверие, уважение, согласование интересов, взятие ответственности и т.п.);
• осуществлено аккумулирование требуемых ресурсов для реализации исследовательской задачи (в т.ч. интеллектуальных, организационных, финансовых) практически полностью за счет источников внутри профессионального сообщества;
• опробован механизм общественного финансирования проекта и создания денежного фонда;
• опробована организация коллективной деятельности на принципах сетевого взаимодействия и выстраивания оперативных горизонтальных связей.
2. Проведено «КОНКРЕТНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ» по электоральной тематике на основе всероссийского опроса взрослого населения, в т.ч.:
• разработана и апробирована ОРИГИНАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ТЕЛЕФОННОГО ОПРОСА на базе двухосновной выборки телефонных номеров, распределения номерной базы по времени и территории и системного взаимодействия связанных CATI-центров;
• разработан инструментарий (анкета, инструкции и т.п.), адаптированный к телефонному способу коммуникации с респондентом, по возможности сопоставимый с инструментарием традиционных электоральных опросов face-to-face;
• проведен сбор первичной эмпирической базы (ответы респондентов) с участием 5 колл-центров, расположенных в разных регионах страны; при этом можно говорить о высоком качестве собранных данных и 100%-м контроле их валидности;
• проведен предварительный анализ данных опроса и подготовлены выходные исследовательские продукты;
• проведено сопоставление данных опроса "Открытого мнения" с проведенными в то же время аналогичными по тематике опросами ведущих российских поллстеров, подготовлена аналитическая записка по итогам сравнительного анализа.
3. Исследование проведено в условиях максимально приемлемой для большинства участников ОТКРЫТОСТИ и ПУБЛИЧНОСТИ процесса и его результатов, а именно:
• рабочий процесс в существенной мере был открыт для большого числа специалистов, обсуждение большей части вопросов реализации проекта проходило в открытой группе Facebook; процесс сбора первичных данных также был открыт для контроля со стороны СМИ и других заинтересованных сторон (в т.ч. через web-камеры наблюдения);
• практически все рабочие материалы проекта, имеющие статус законченных документов (включая массив первичных данных в формате SPSS и статистику достижимости респондентов, что является крайне редкой практикой для российских соц.исследований), вывешены на интернет-сайте в открытом доступе;• возможные внешние потребители продуктов проекта были оповещены через СМИ и профессиональные каналы коммуникации как о самом проекте, его целях и принципах реализации, так и его результатах;
• проведено открытое предварительное обсуждение процесса и результатов проекта на трех методологических семинарах (конспекты семинаров также публикуются).
НЕ ЗАКОНЧЕНО, но должно превратиться в ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ осуществления проекта:
4. Инициировано обсуждение (в соответствующей группе в сети Facebook) очень важных вопросов жизни профессионального социологического сообщества, в т.ч. вопросов, связанных с открытостью данных, коллаборацией, независимостью исследований и гражданской ответственностью социологов, дискуссии предполагается продолжить.
5. Завершается работа по дискурс-анализу высказываний участников проекта (текстов в группе Facebook, чатах, скайп-сессиях), обобщенные выводы из которого (и исходный протокол текстов) также должны стать доступными профессиональному сообществу.
6. Конечным итогом обсуждений должны стать научные публикации, позволяющие ввести достижения проекта в научный оборот и сделать его результаты доступными для профессиональной рефлексии.
НЕ УДАЛОСЬ:
1. Не удалось достичь заявленной цели проекта – повышение доверия к социологическим данным со стороны экспертов, СМИ и т.н. «продвинутой» (информационно-активной) общественности. В большинстве открытых обсуждений проекта было явно показано недоверие к принципам реализации исследования и к самой возможности следования таким принципам. И это несмотря на то, что в общем доказана сопоставимость данных ведущих опросных фабрик и независимого и открытого опроса.
2. Не удалось обеспечить сбор финансовых средств в объеме, покрывающем минимально необходимый уровень внешних затрат. Вместо плановых 300 тыс. рублей собрано чуть более 200 тыс. руб. (При этом реальные денежные затраты оказались выше плановых).
3. Не удалось (пока) полностью обосновать использованную методику телефонного опроса (в части построения выборки и минимизации влияния сензитивных вопросов на искренность телефонной коммуникации). Остались вопросы по достижимости, репрезентативности, расчету ошибки выборки и т.п. (Хотя можно сказать, что по этим параметрам проблемность телефонника «Открытого мнения» не больше, а меньше, чем проблемность традиционных всероссийских опросов населения, выполняемых в формате псевдо-случайных маршрутных выборок и интервью face-to-face).»