16 декабря 2011
16 декабря 2012 года руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН Игорь Задорин обратился в сети Faceebook к социологическому сообществу с предложением о реализации проекта «Открытое мнение»:
«Уважаемые коллеги! Российской прикладной социологии уже довольно много лет, за которые мы уже многое поняли в этом деле, и многому перестали удивляться. В частности, мы перестали удивляться тому, что в период обострения политической борьбы (например, во время выборов), когда политические субъекты вынуждены искать дополнительный ресурс в виде общественной поддержки, на нашу профессию вываливается куча претензий, наветов и просто лжи. Это понятно, ведь оценка общественного ресурса, которым меряются между собой политики и партии, сама становится ареной борьбы.
Электоральный рейтинг – это курс акций, и политическим субъектам совсем небезразлична их политическая капитализация. Естественно, те оценки, которые не нравятся их обладателям, подвергаются публичному сомнению, дискредитации, а измерители общественной поддержки (мы с вами) называются халтурщиками, шарлатанами и даже продажными лгунами.
Да и не только политики не доверяют социологам, весьма часто та самая общественность, мнение которой мы измеряем, не может поверить нашим данным о ней самой. И это по-человечески понятно, многие люди органически не могут принять того, что существуют другие точки зрения, другие мнения на вопрос, ответ на который кажется им очевидным. Не веря, что его «очевидное» мнение разделяется меньшинством, такой человек прежде всего обвиняет «социолухов», «неправильно»измеривших общественные настроения. И более того высказывает предположение, что такое неправильное измерение обусловлено просто заказом конкретной заинтересованной стороны, будь заказчик другой – и результаты были бы другими.
Честно признаемся, профессиональное сообщество довольно часто дает основания такого рода суждениям, допуская производство и публикацию некачественной социологической информации, позволяя под именем «исследователей»выступать разного рода политтехнологам, политпропагандистам и действительно шарлатанам, легкомысленно относясь к самой проблеме доверия данным своих исследований и опросов.
Про все это уже говорили столько раз и столько лет, что все эти разговоры, дискуссии и круглые столы изрядно надоели. Но может быть, пора уже что-то СДЕЛАТЬ для повышения доверия к своей деятельности и к ее выходным продуктам? Причем совместно, всем профессиональным сообществом. Причем именно сейчас, когда в рамках избирательной кампании опять обострилась «проблема социологов» и доверия к ним.
Одним из ключевых факторов доверия к любому объекту, субъекту, предмету является его понятность, прозрачность, открытость. Поэтому я предлагаю: давайте вместе и инициативно(«безвозмездно – то есть даром») проведем полностью ОТКРЫТОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ общественного мнения в стране. Такое исследование, к которому никто не смог бы предъявить претензии в «заказухе», «конъюнктуре» и «халтуре». На мой взгляд, это был бы правильный и полезный вклад профессионального сообщества в развитие общественных процессов в стране, когда существенно возрастает турбулентность и неопределенность. В известной степени это был бы серьезный гражданский поступок, так необходимый в наше смутное время.
Короче, вот проект. Читайте, спрашивайте, присоединяйтесь. И еще хочу сказать следующее. Данная идея никем не инспирирована, является личной инициативой автора, сам концепт «open research» обсужлся ранее лишь в довольно ограниченном кругу коллег (см. семинар в Санкт-Петербурге, декабрь 2009 г.). Автор осознает спорность предложения и смиренно воспримет критику и обвинения в сумасшествии. Но если все-таки проект окажется интересным коллегам, и он получит поддержку, это будет… это будет… эх, я даже не знаю, что это будет. Но уверен, что будет здорово! :)».
Проект «Открытое мнение» (идея)
Цели проекта:
1) Получение надежной и достоверной информации осостоянии общественного мнения в России по некоторым актуальным вопросам.
2) Отработка формата collaborative open research –открытого исследовательского проекта, выполненного на основе инициативы,кооперации и сотрудничества профессионалов и на средства самих профессионалов(возможно с привлечением средств граждан – публичное финансирование).
Суть проекта (объект, предмет и метод исследования):
Проведение всероссийского опроса общественного мнения взрослого (18+) населения страны по общенациональной репрезентативной выборке.
Метод опроса – очное формализованное интервью.
Объем выборки – 1600-2000 чел.
Предмет исследования – социальное самочувствие, восприятие и оценка ситуации в стране, политические (электоральные) предпочтения, отношение к политической (в т.ч. избирательной) системе, готовность к гражданскому участию (принимаются предложения по уточнению и корректировке предмета исследования).
Инструментарий опроса, реализующий измерения заданных параметров предмета исследования, должен позволять проведение интервью за время не более 20 минут (30-40 вопросов).
Организация проекта и план реализации:
1. Участники проекта – исследовательские организации страны, отдельные специалисты. В течение периода с 16 декабря 2011 года по 10января 2012 года определяется и фиксируется круг участников проекта. Все желающие участвовать в проекте заявляют о своем желании и готовности на соответствующей странице в социальной сети Facebook (возможны варианты). При этом заявление обязательно сопровождается указанием на ресурсы, которые участник готов вложить в проект. Это может быть – готовность участвовать в разработке инструментария (предложения по анкете и пр.), готовность за свой счет провести опрос от 10 до 50 человек в своем регионе (городе) и сформировать базу данных по этому сегменту опроса, готовность участвовать в обработке данных и подготовке презентационных документов, готовность участвовать финансовыми средствами, готовность участвовать в продвижении результатов и т.д. и т.п.
2. Ресурсное обеспечение. Участники проекта формируют финансовый фонд проекта за счет резервирования средств на своих счетах и аккумулирования средств на счетах в электронных платежных системах. Возможно открытие специального банковского счета для привлечения средств граждан(корпоративные и государственные средства не принимаются).
3. Выполнение работ
3.1. Разработка схемы выборочной совокупности респондентов. Среди участников проекта выбирается ответственный модератор-разработчик (до 25.12). Дизайн выборки разрабатывается специалистами-волонтерами на основе поступивших от участников проекта предложений по готовности к проведению опроса. Если инициативные предложения не покрывают территорию страны таким образом, чтобы можно было обеспечивать требуемую репрезентативность, то на других точках опроса исследование проводится на коммерческой основе за счет общественного фонда (см. выше).Финальный вариант схемы выборки с соответствующими заданиями региональным(полевым) участникам проекта принимается не позднее 10-12.01.2012.
3.2. Разработка инструментария (анкеты). Анкета опроса разрабатывается в идеологии открытого проектирования (аналоги – Wilipedia, Linux и пр.). Среди участников проекта выбирается ответственный модератор-разработчик (до 20.12). Предложения по конкретным вопросам и их формулировкам поступают от участников проекта в период с 20.12.11 до 10.01.12 и обсуждаются в формате форума на страничке проекта в социальной сети. Финальный вариант анкеты и сопутствующих документов (карточки и пр.) принимается не позднее 15.01.2012.
3.3. Проведение опросов. Опросы (интервью) по согласованной анкете и согласованной схеме выборки проводятся в период с 16 по20(22) января 2012 года. Среди участников проекта выбирается (до 10.01.12)ответственный оператор, осуществляющий сбор и комплексирование (обобщение)данных. Собранный и проверенный массив вывешивается в Сети в открытом доступе(возможно с некоторой временной отсрочкой до окончания проекта).
3.4. Анализ данных, интерпретация, подготовка презентационных материалов. Среди участников проекта выбирается (до 20.01.12)ответственный оператор обработки данных и ответственный разработчик и тогового продукта. При этом все участники проекта получают возможность анализировать финальный массив данных. Формат итогового продукта обсуждается в форуме участников проекта до 20.01.12. Обработка данных и подготовка презентации выполняется до 30.01.12, после чего итоговый продукт вывешивается в открытом доступе.
3.5. Представление результатов проекта. Все участники проекта, внесшие вклад в его осуществление имеют право представлять его результаты с упоминанием общего бренда – «Открытое мнение» и своих фирменных марок, логотипов и пр. Период активного представления – с 1 февраля по 15февраля. Первое коллективное представление может быть осуществлено, например, на конференции «Современная социология - современной России» 1 февраля 2012года.
3.6. Подведение итогов и коллективная рефлексия (о достижении целей проекта). Профессиональная (и общественная) оценка проекта осуществляется в сети на страничке проекта и на профессиональных конференциях в течение марта-апреля 2012 года. Определяются дальнейшие перспективы и необходимые условия развития открытых исследований в России.
Естественно, все параметры проекта (в т.ч. сроки) могут быть и другими. Это все лишь первичные предложения.