Уважаемые коллеги!
Российской прикладной социологии уже довольно много лет, за которые мы уже многое поняли в этом деле, и многому перестали удивляться. В частности, мы перестали удивляться тому, что в период обострения политической борьбы (например, во время выборов), когда политические субъекты вынуждены искать дополнительный ресурс в виде общественной поддержки, на нашу профессию вываливается куча претензий, наветов и просто лжи. Это понятно, ведь оценка общественного ресурса, которым меряются между собой политики и партии, сама становится ареной борьбы. Электоральный рейтинг – это курс акций, и политическим субъектам совсем небезразлична их политическая капитализация. Естественно, те оценки, которые не нравятся их обладателям, подвергаются публичному сомнению, дискредитации, а измерители общественной поддержки (мы с вами) называются халтурщиками, шарлатанами и даже продажными лгунами. Да и не только политики не доверяют социологам, весьма часто та самая общественность, мнение которой мы измеряем, не может поверить нашим данным о ней самой. И это по-человечески понятно, многие люди органически не могут принять того, что существуют другие точки зрения, другие мнения на вопрос, ответ на который кажется им очевидным. Не веря, что его «очевидное» мнение разделяется меньшинством, такой человек прежде всего обвиняет «социолухов», «неправильно» измеривших общественные настроения. И более того высказывает предположение, что такое неправильное измерение обусловлено просто заказом конкретной заинтересованной стороны, будь заказчик другой – и результаты были бы другими.
Честно признаемся, профессиональное сообщество довольно часто дает основания такого рода суждениям, допуская производство и публикацию некачественной социологической информации, позволяя под именем «исследователей» выступать разного рода политтехнологам, политпропагандистам и действительно шарлатанам, легкомысленно относясь к самой проблеме доверия данным своих исследований и опросов.
Про все это уже говорили столько раз и столько лет, что все эти разговоры, дискуссии и круглые столы изрядно надоели.
Но может быть, пора уже что-то СДЕЛАТЬ для повышения доверия к своей деятельности и к ее выходным продуктам? Причем совместно, всем профессиональным сообществом. Причем именно сейчас, когда в рамках избирательной кампании опять обострилась «проблема социологов» и доверия к ним.
Одним из ключевых факторов доверия к любому объекту, субъекту, предмету является его понятность, прозрачность, открытость.Поэтому я предлагаю: давайте вместе и инициативно («безвозмездно – то есть даром») проведем полностью ОТКРЫТОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ общественного мнения в стране. Такое исследование, к которому никто не смог бы предъявить претензии в «заказухе», «конъюнктуре» и «халтуре».
На мой взгляд, это был бы правильный и полезный вклад профессионального сообщества в развитие общественных процессов в стране, когда существенно возрастает турбулентность и неопределенность. В известной степени это был бы серьезный гражданский поступок, так необходимый в наше смутное время.
Короче, вот проект (см. отдельный пост). Читайте, спрашивайте, присоединяйтесь.И еще хочу сказать следующее. Данная идея никем не инспирирована, является личной инициативой автора, сам концепт «open research» обсуждся ранее лишь в довольно ограниченном кругу коллег (см. семинар в Санкт-Петербурге, декабрь 2009 г.). Автор осознает спорность предложения и смиренно воспримет критику и обвинения в сумасшествии. Но если все-таки проект окажется интересным коллегам, и он получит поддержку, это будет… это будет… эх, я даже не знаю, что это будет. Но уверен, что будет здорово!