Жизненный цикл любого проекта рано или поздно приходит к моменту, когда энергетика участников начинает падать, мотивация ослабевает, а интерес уходит куда-то в другие места. В этот момент надо, как говорят на фондовом рынке, «зафиксировать прибыль». Вот и наш проект «Открытое мнение» подошел к такому моменту, когда мы должны зафиксировать РЕЗУЛЬТАТЫ. Хотя бы для того периода (почти 4 месяца!), который пережили. Чтобы двинуться дальше, надо закрепиться на достигнутых рубежах. В качестве варианта фиксации результатов вывешиваю документ «ИТОГИ И РЕЗУЛЬТАТЫ: ЧЕГО МЫ ДОБИЛИСЬ, И ЧТО НАМ НЕ УДАЛОСЬ».
Примечание. Документ в предварительном порядке был вывешен на обсуждение в открытой группе проекта "ОТКРЫТОЕ МНЕНИЕ" в сети Facebook 26 марта и здесь вывешивается в уже обсужденном и отредактированном виде.
ИТОГИ И РЕЗУЛЬТАТЫ: ЧЕГО МЫ ДОБИЛИСЬ, И ЧТО НАМ НЕ УДАЛОСЬ
СДЕЛАНО:
- Доказана принципиальная возможность проведения collaborative open research в области социологии, то есть проекта на основе СОТРУДНИЧЕСТВА независимых специалистов, в т.ч.:сформирована проектная группа специалистов, не связанных официальными рабочими отношениями и формальными иерархическими статусами (как из вузовско-академической среды, так и из компаний, относящихся к сфере прикладной социологии и маркетинга);реализована коллективная проектная деятельность на основе социальных инвестиций участников и добровольного трансфера социального капитала (доверие, уважение, согласование интересов, взятие ответственности и т.п.);осуществлено аккумулирование требуемых ресурсов для реализации исследовательской задачи (в т.ч. интеллектуальных, организационных, финансовых) практически полностью за счет источников внутри профессионального сообщества;опробован механизм общественного финансирования проекта и создания денежного фонда;опробована организация коллективной деятельности на принципах сетевого взаимодействия и выстраивания оперативных горизонтальных связей.
- Проведено «КОНКРЕТНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ» по электоральной тематике на основе всероссийского опроса взрослого населения, в т.ч.:разработана и апробирована ОРИГИНАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ТЕЛЕФОННОГО ОПРОСА на базе двухосновной выборки телефонных номеров, распределения номерной базы по времени и территории и системного взаимодействия связанных CATI-центров,разработан инструментарий (анкета, инструкции и т.п.), адаптированный к телефонному способу коммуникации с респондентом, по возможности сопоставимый с инструментарием традиционных электоральных опросов face-to-faceпроведен сбор первичной эмпирической базы (ответы респондентов) с участием 5 колл-центров, расположенных в разных регионах страны; при этом можно говорить о высоком качестве собранных данных и 100%-м контроле их валидности;проведен предварительный анализ данных опроса и подготовлены выходные исследовательские продукты;проведено сопоставление данных опроса "Открытого мнения" с проведенными в то же время аналогичными по тематике опросами ведущих российских поллстеров, подготовлена аналитическая записка по итогам сравнительного анализа.
- Исследование проведено в условиях максимально приемлемой для большинства участников (и практически беспрецедентной для электоральных исследований) ОТКРЫТОСТИ и ПУБЛИЧНОСТИ процесса и его результатов, а именно:рабочий процесс в существенной мере был открыт для большого числа специалистов, обсуждение большей части вопросов реализации проекта проходило в открытой группе Facebook; процесс сбора первичных данных также был открыт для контроля со стороны СМИ и других заинтересованных сторон (в т.ч. через web-камеры наблюдения);практически все рабочие материалы проекта, имеющие статус законченных документов (включая массив первичных данных в формате SPSS и статистику достижимости респондентов, что является крайне редкой практикой для российских соц.исследований), вывешены на интернет-сайте в открытом доступе;возможные внешние потребители продуктов проекта были оповещены через СМИ и профессиональные каналы коммуникации как о самом проекте, его целях и принципах реализации, так и его результатах;проведено открытое предварительное обсуждение процесса и результатов проекта на трех методологических семинарах (конспекты минаров также публикуются).
НЕ ЗАКОНЧЕНО, но должно превратиться в ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ осуществления проекта:
- Инициировано обсуждение (в соответствующей группе в сети Facebook) очень важных вопросов жизни профессионального социологического сообщества, в т.ч. вопросов, связанных с открытостью данных, коллаборацией, независимостью исследований и гражданской ответственностью социологов; дискуссии предполагается продолжить.
- Завершается работа по дискурс-анализу высказываний участников проекта (текстов в группе Facebook, чатах, скайп-сессиях), обобщенные выводы из которого (и исходный протокол текстов) также должны стать доступными профессиональному сообществу.
- Конечным итогом обсуждений должны стать научные публикации, позволяющие ввести достижения проекта в научный оборот и сделать его результаты доступными для профессиональной рефлексии.
НЕ УДАЛОСЬ:
- Не удалось достичь заявленной цели проекта – повышение доверия к социологическим данным со стороны экспертов, СМИ и т.н. «продвинутой» (информационно-активной) общественности. В большинстве открытых обсуждений проекта было явно показано недоверие к принципам реализации исследования и к самой возможности следования таким принципам. И это несмотря на то, что в общем доказана сопоставимость данных ведущих опросных фабрик и независимого и открытого опроса.
- Не удалось обеспечить сбор финансовых средств в объеме, покрывающем минимально необходимый уровень внешних затрат. Вместо плановых 300 тыс. рублей собрано чуть более 200 тыс. руб. (При этом реальные денежные затраты оказались выше плановых).
- Не удалось (пока) полностью обосновать использованную методику телефонного опроса (в части построения выборки и минимизации влияния сензитивных вопросов на искренность телефонной коммуникации). Остались вопросы по достижимости, репрезентативности, расчету ошибки выборки и т.п. (Хотя можно сказать, что по этим параметрам проблемность телефонника «Открытого мнения» не больше, а меньше, чем проблемность традиционных всероссийских опросов населения, выполняемых в формате псевдо-случайных маршрутных выборок и интервью face-to-face).